Главная / Туры для школьников по городам России / Однодневные и загородные туры / Ораниенбаум
Экскурсия в музей "Большой Меншиковский дворец"
Парк Ораниенбаум
Павильон Катальной горки закрыт на реставрацию.
Государственный музей-заповедник Ораниенбаум включен в список памятников культуры ЮНЕСКО.
В 1946 г. В заповеднике начались реставрационные работы. В наши дни реставрация продолжается.
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум, находящийся в городе Ломоносов на южном берегу Финского залива. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Петербурга и сохранил свою историческую подлинность.
В ходе экскурсии вы посетите Большой Меншиковский дворец, увидите Дворец Петра III и Каменное Зало и прогуляетесь по великолепному пейзажному парку, увидите Катальную горку и Китайский дворец.
Большой Меншиковский дворец, строительство которого началось в 1710 году, – один из немногих памятников петровского зодчества, сохранившийся до наших дней. А. Д. Меншиков лично руководил строительством дворца вплоть до опалы в 1727 году.
Дворец Петра III возводился в 1758–62 гг. Антонио Ринальди был одновременно и архитектором, и декоратором внутренних помещений. Это была первая самостоятельная работа Ринальди на территории России.
Каменное зало расположено между Большим Меншиковским дворцом и павильоном Катальной горки, перед ним находится пруд с двумя каменными мостами. В 1750-х гг. по оси Каменного зала была проложена Тройная липовая аллея. Сейчас в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры Ораниенбаума.
Ораниенбаум – музей-заповедник, который состоит из изысканных дворцов, но не менее красив сам ораниенбаумский парк. Он украшен скульптурами, мостиками и беседками. На территории парка расположено множество алей, по которым можно спокойно пройтись, как когда-то это делали императоры.
Большой Меншиковский дворец (Открыто для посещений: 10:30-18:00) – старейшее сооружение Ораниенбаума. Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени – эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю. Расположен он почти у самых вод залива, связан с морем, устремлен к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени – утверждения России на берегах освобожденного моря.
А. Д. Меншиков деятельно принимал участие в создании дворца, в 1711 году заложенного по его указанию на границе возвышенности, образованной естественным путем. Для строительства своей резиденции Светлейший князь пригласил иностранных архитекторов: Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя.
Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. У его подножия мастерами Вицлавом и Грацом был разбит регулярный сад, декорированный скульптурами и фонтанами. Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.
Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры вызывали восхищение и удивление. В усадьбе гостей ожидало множество "диковинок". Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась "турецкая баня" со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I. Залы и жилые комнаты были декорированы росписью по штукатурке и на холсте, шпалерами, мрамором, даже свинцовые переплеты окон были позолочены, а стены многих комнат были облицованы голландскими и немецкими кафлями. Во дворце имелось два особых покоя, предназначенных для императора: спальня и передняя. Их декор был сравнительно прост, лишь камин и стены были облицованы голландскими плитками.
Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.
Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – "Японский". По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.
На ранних этапах своего существования Ораниенбауму суждено было стать свидетелем главных трагедий эпохи дворцовых переворотов. Но XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики, при котором допускалось смешение разнородных стилевых элементов. От Елены Павловны Ораниенбаум перешел во владение её дочери, Екатерины Михайловны, а затем и внукам – немецким герцогам Мекленбург-Стрелицким.
В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета, и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики. В Большом дворце в разное время размещались госпиталь, Сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было отдано ВМФ – пространство Церковного павильона разделили межэтажными перекрытиями, а уникальный иконостас начала XVIII века демонтировали. Только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику. Его двери как музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.
В трехвековой истории Большого Меншиковского дворца времена расцвета неоднократно сменялись периодами забвения и упадка. Тем не менее, дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек и сохранился до наших дней, как один из немногих подлинных памятников русской архитектуры первой половины XVIII века.
Парк Ораниенбаум - ценнейший образец садово-паркового искусства второй половины XVIII-середины XIX века. Он занимает площадь в 162 гектара. До 70-х годов XVIII века главным художественным приемом в организации парка была регулярная композиция, которая позже сменилась пейзажной. Парк состоит из нескольких исторически сложившихся частей, каждая из которых сформировалась в определенные периоды создания дворцово-паркового комплекса.
Павильон Катальной горки–
Среди всех сооружений Верхнего парка Ораниенбаума самое сильное впечатление производит павильон Катальной горки. Возвышаясь, подобно маяку, на высоком береговом уступе, он виден далеко, откуда ни посмотри. Его изящный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. Павильон – часть некогда огромного увеселительного сооружения, летних Катальных гор, прообразом которым послужили ледяные горы, создаваемые к дням масленичных гуляний.
Комплекс Катальной горы состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 метра. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров. Сложное инженерно-техническое сооружение Катальных гор имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счет инерции, а также три колеи: центральная – для катания, и боковые – для подъема колясочек. Катание осуществлялось на специально сконструированных А. К. Нартовым резных золоченых колясочках в виде "триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей". Катались с горы до 1801 года, пока она не начала медленно разрушаться. В конце концов, в 1813 году колоннады рухнули, а в конце 1850-х руины разобрали.
От сооружений сохранился только павильон, лаконичные фасады которого контрастируют с утонченностью отделки внутренних помещений. Каждый из интерьеров уникален. Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Пол облицован искусственным мрамором нежно-синего, розовато-голубого, желтоватого и зеленоватого тонов. Орнамент пола перекликается с росписью стен и купола. Большую художественную ценность представляет Фарфоровый кабинет, где размещены уникальные фарфоровые группы, выполненные в 1772-1774 годах на Майсенской мануфактуре специально для этого интерьера по моделям скульптора И. И. Кендлера. Фарфоровые изделия представляют собой аллегорическое повествование о жизни России в XVIII веке, её славных морских победах, о бурном развитии экономики, торговли, наук и искусств.
Подобные интерьеры придавали павильону не только развлекательную, но и представительскую функцию. После завершения строительства "Катальной горки", Екатерина проводила здесь торжественные обеды и приёмы, в том числе и для иностранных послов. Так, например, 28 июля 1774 года в Ораниенбауме проходил Верховный Тайный совет, и по этому случаю в Круглом зале павильона состоялся торжественный обед, на котором присутствовало ближайшее окружение императрицы и иностранные послы. А 30 июня 1777 года здесь же был дан торжественный ужин в честь шведского короля Густава III.
В годы Великой Отечественной войны павильон Катальной горки получил серьезные повреждения. По проекту М. М. Плотникова была произведена его реставрация, воссозданы утраченные архитектурные детали и декор помещений. Возвратили прежний вид и единственным в нашей стране полам из искусственного мрамора. В 1959 году павильон Катальной горки, как историко-художественный музей, вновь открыл свои двери для гостей.
Павильон Катальной горки закрыт на реставрацию
Форма для заказа тура