Москва 8-999-840-70-28 msk@mcunost.ru

Санкт-Петербург 8-999-245-81-52 info@mcunost.ru

Главная / Поездки и экскурсии для школьных групп / Исторические экскурсии для школьников в Москве / БОГОРОДИЦЕ-СМОЛЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Архитектура Новодевичьего монастыря

ПАЛАТЫ ЦАРИЦЫ ИРИНЫ ГОДУНОВОЙ С АМВРОСИЕВСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ – после Смоленского собора древнейший архитектурный комплекс обители. Во второй половине XVI века представлял собой отдельно замкнутую усадьбу, построенную, вероятно, для княгини Ульяны Удельной (в монашестве Александры), позже принадлежавшую царице Ирине Годуновой (в монашестве также Александре). Здание сильно пострадало во время пожара 1796 года и утратило свой первоначальный облик.

ТРАПЕЗНАЯ ПАЛАТА С УСПЕНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ (1685-1687) представляет собой уникальное по тем временам сооружение - обширную бесстолпную палату площадью 323 кв. метра, стоящую на высоком подклете. С восточной стороны к трапезной примыкает высокий четверик Успенской церкви. Её иконостас, выполненный в западной манере, так называемым «фряжским письмом», под руководством и при участии известного мастера Оружейной палаты Карпа Золотарёва, находится в фондах Государственного исторического музея. В 70-е годы XX века в храме был установлен иконостас конца XVII-начала XVIII века из разрушенной церкви Успения на Покровке. На втором ярусе Успенского храма находится придел Сошествия Святого Духа. Здесь сохранился иконостас XVIII века, который в настоящее время экспонируется в Ирининских палатах.

Первоначально храм был украшен изящным пятиглавием, пострадавшим от пожара в 1796 году и окружен открытой белокаменной галереей, разобранной по ветхости в начале XIX века. После восстановительных работ, производившихся по проекту Казакова, церковь приобрела нынешний облик.

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1687-1688), построенная над святыми (северными) воротами, является как бы «визитной карточкой» Новодевичьего монастыря. Изящный, лёгкий, украшенный белокаменным убором храм, кажется парящим над обителью. Его высокий четверик с тремя рядами окон, завершён поясом крупных белокаменных раковин и пятью гранёными барабанами с фигурными главками. С запада к Преображенской церкви примыкают Лопухинские палаты, первоначально построенные для царевны Екатерины Алексеевны, в 1727-1731 годах ставшие жилищем царицы-инокини Елены (Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I). В Преображенской церкви сохранился резной иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью и совершенством письма отличаются иконы местного ряда. В их подборе нашла отражение державная идея, занимавшая царевну Софью. На одной из икон святая мученица София изображена предстоящей Богоматери вместе со святыми равноапостольными царицей Еленой, княгиней Ольгой и мученицей Параскевой, покровительницей супруги царя Ивана Алексеевича.

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1683-1688) возведена над южными воротами монастыря. Она не столь величественна как Преображенская, но не менее оригинальна. Её создателями был использован редкий приём, характерный для украинского зодчества: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём, причём в боковых главах устроены звонницы. С востока к нему примыкают Мариинские палаты, в которых жила царевна Мария Алексеевна. Иконы этого храма, выполненные царским изографом Кириллом Улановым, находятся в фондах Государственного исторического музея.

Одновременно с Лопухинскими и Мариинскими палатами в монастыре были построены три каменных здания для сестер. Вдоль северной стены - обширные каменные кельи для монахинь «крылошанок», названные Певческими палатами, а по восточной – корпуса Казначейский и Больничный.

КОЛОКОЛЬНЯ (1687-1689)** построена в последний год правления царевны Софьи, имеет высоту 72 метра и состоит из шести ярусов восьмериков, окруженных галереями с белокаменными балюстрадами. Третий и пятый ярусы занимают звонницы. В нижнем находилась церковь преподобных Варлаама и Иоасафа***, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны. На втором ярусе была церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которую после 1812 года перенесли в трапезную часть Успенского храма.

 

Смоленский собор середина 16 в.

Собор Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрии» - главный храм монастыря, строился по обету великого князя Василия Ш в память возвращения древнего города Смоленска в состав единого Русского Государства (1514). В соборе сохранилась настенная фресковая роспись XVI –XVII веков. В это же время сложился облик пятиярусного иконостаса в резной золоченой раме, созданной царскими мастерами из Оружейной палаты Кремля. В иконостас вошли иконы – вклады русских государей. Вдоль южной стены Смоленского собора сохранились гробницы родственниц царя Петра I: первой жены – Евдокии Федоровны (Лопухиной) и сестёр - Екатерины, Евдокии и Софьи Алексеевны.

Смоленский собор строился как летний храм, без системы отопления. Собор открыт для посещения с начала июня до середины сентября.

Амвросиевская церковь. XVI – XVII вв.

К небольшому зимнему храму с трапезной палатой примыкают келейные палаты царицы Ирины Годуновой. После Смоленского собора это древнейший архитектурный комплекс обители - во второй половине XVI века представлял собой замкнутую усадьбу, построенную, вероятно для княгини Ульяны Удельной (в монашестве Александра). В 1598 – 1603 гг. здесь проживала вдовая царица Ирина Федоровна, сестра царя Бориса Годунова. Церковь сильно пострадала в пожаре 1796 года и была перестроена.

Успенская церковь. 1685 – 1687 гг.

Зимняя церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в стиле «московского барокко». Памятники этого архитектурного направления отличаются богатым декоративным оформлением. Резные из белого камня наличники окон, колонны и карнизы покрывали вся поверхность стен. С западной стороны к церкви примыкает огромный бесстолпный зал трапезной палаты, стоящий на высоком подклете. Площадь палаты составляет 393 кв. метра. От первоначального иконостаса церкви выполненного известным придворным мастером Карпом Золотарёвым сохранилось только несколько икон, которые сейчас хранятся в Историческом музее. В 70-е годы XX века в храме был установлен резной золоченый иконостас 1703 г. из разрушенной в 1931 году церкви Успения на Покровке.

На втором ярусе Успенского храма находится придел Сошествия Святого Духа. Здесь сохранился иконостас первой половины XVIII века, который в настоящее время экспонируется в Ирининских палатах.

Преображенская церковь. 1687 – 1688 гг.

Церковь была построена по заказу царевны Софьи Алексеевны над святыми (северными) воротами монастыря. Изящный, лёгкий, украшенный белокаменной резьбой храм, кажется парящим над обителью. Его высокий четверик с тремя рядами окон завершается белокаменными раковинами и пятью фигурными главками на гранёных барабанах. В Преображенской церкви сохранился иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью письма отличаются иконы местного ряда.

К церкви примыкают нарядные двухэтажные палаты. Первоначально они строились для царевны Екатерины Алексеевны и надвратная церковь являлась «домовым» храмом. Палаты стали называться Лопухинскими по имени первой жены царя Петра I, которая жила здесь в 1727 -1731 гг.

Покровская церковь. 1685 -1687 гг.

Церковь располагается над южными воротами монастыря. Ее белокаменная резьба скромнее, чем на других храмах монастыря, но в архитектурном плане она не менее интересна. Её создатели использовали характерный для украинского зодчества приём: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём. В боковых главах храма были устроены звонницы.  Первоначально эта церковь служила «домовым» храмом для палат царевны Марии Алексеевны.

 

Московский Новодевичий монастырь был основан 13/26 мая 1524 г. Вел. Кн. Московским Василием III в память присоединения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы - события, завершившего формирование единого и независимого Московского Государства. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, которого называют последним собирателем Русских Земель, сознавал себя не просто родственником, но после падения Константинополя (1453) - и наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.

Державная идея царственного основателя - преемство двух царств: Византии и Руси - проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. - Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, св. ап. ев. Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи[1]. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с вел. кн. Соломонией Сабуровой после 20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак[2].

Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля/ 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/ 10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник - один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле.

Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После прп. Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» - уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря перв.пол. XVI в.

Со вт. пол. XVI до кон. XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 - Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.

В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве.

В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками - отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) - вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского.

К сер. XVII в. усердием первых Романовых - царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.

Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь-«крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.

Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.

После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевены Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.

В 1727 г. в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру - Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 г. и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а с 1725 г. - в Шлиссельбургской крепости. Лопухина мирно скончалась в 1731 г. и была погребена в южном нефе Смоленского собора. Здесь же находятся гробницы опальных царевен: Софии (†1704), Евдокии (†1712) и Екатерины (†1718).

В 1812 г. Новодевичий монастырь в течение месяца (4 сент. - 9 окт. ст. ст.) был занят французскими войсками. Обитель чудом не подверглась разорению. В ее стенах ежедневно совершалась Литургия. При отступлении французы хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь - под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить. Монахиня-казначея Сарра (Николаева) подняла оставшихся сестер и служителей на тушение уже занимавшегося пожара, и запалённые неприятелем фитили были залиты водой.

В XVIII в. в результате екатерининских реформ Новодевичий стал первоклассным штатным монастырем. Он лишился своих вотчин и получил денежное и хлебное жалование. В XIX – нач. XX вв. число монашествующих здесь достигало 300 человек. Сёстры трудились в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, живописной и рукодельной мастерских, ухаживали за кладбищем. Особенно славились монастырские бело- и золотошвейки. За стенами обители находились сады, огороды и небольшой скотный двор. В кон. XIX – нач. XX вв. производились масштабные реставрационные работы в Смоленском соборе. Тогда же началось обустройство Нового кладбища за южной стеной монастыря.

В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и 2 богадельни для престарелых монахинь. В годы I Мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. Двадцать насельниц служили сёстрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.

Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами сов. власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей).

В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Победимская), и четверо клириков были арестованы и судимы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. был расстрелян на полигоне Бутово клирик обители - священномученик Сергий Лебедев - ныне прославленный в лике святых Новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия.

В конце Великой Отечественной войны в стенах Новодевичьего монастыря открылись Пастырско-богословские курсы и возобновились богослужения (1944). С 1964 г. Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, управляющих Московской епархией. С 1977 г. до настоящего времени на кафедре – Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков). С января 2011 г. распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии РПЦ.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Чёрная,†1999), в прошлом - видный учёный-химик. Её стараниями были отреставрированы сестринский корпус, Амвросиевская и Успенская церкви. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения. В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная.

В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» - иконостас XVIII в. Духовской ц. Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» - Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему Юбилею.

1. Икона получила своё название по константинопольскому храму Одигон, в котором она находилась. В 1046 г. была принесена на Русь, с 1077 находилась в Успенском соборе Смоленска, почиталась как хранительница города и княжества, с 1404 - в Москве, в Благовещенском соборе Кремля. Вел. кн. Василий Тёмный возвратил икону в Смоленск (1456), оставив в Кремле ее точный список, который и был перенесен Василием III в Новодевичий монастырь.

2. Поселиться в Новодевичьем монастыре вел. кн. Соломонии не пришлось. Из-за острых споров вокруг беспрецедентного тогда развода она была пострижена с именем Софии в Моск. Рождественском мон. (нояб. 1525) и отправлена в Суздальский Покровский мон. (†16 дек. 1542), где прославилась святой жизнью и с сер. XVII в. почитается как прп. София Суздальская.

дней 1

от 12 лет

В стоимость включены:

  • работа гидов и экскурсоводов
  • экскурсионная программа с входными билетами

Дополнительно оплачиваются:

  • экскурсионное обслуживание взрослого туриста (от 18 лет) + 300 руб. (кроме руководителей)
  • дополнительные экскурсии
  • проезд в общественном городском транспорте
  • автотранспортное обслуживание
  • питание

Форма для заказа тура

Сообщение успешно отправлено

Количество школьников:

Количество руководителей:

Стоимость на 1 школьника

Ваше имя

Дата:

Ваш e-mail:

Ваш номер телефона:

Город:

Школа:

Распечатать